«Основы пожарной безопасности»
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещений и
противопожарную грамотность взрослых. Успехов в работе по обеспечению
безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам
педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению
пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по
пожарной безопасности. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у детей представление о правилах
пожарной безопасности. Поэтому работу в дошкольном учреждении по изучению правил
пожарной безопасности следует вести по трем
направлениям: 1. Изучение правил
пожарной безопасности сотрудниками дошкольного учреждения.
2. Профилактическая работа с детьми.
3. Разъяснительная работа с родителями.
За изучение сотрудниками правил
пожарной безопасности отвечает администрация учреждения. В ДОО регулярно
(в соответствии с графиком)проводится инструктаж по правилам
пожарной безопасности, раз в год – учебные тревоги, имеется вся необходимая документация и наглядность.
Для ознакомления детей с правилами
пожарной безопасности используются самые разнообразные методы и
приемы: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, рассматривание, наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, моделирование игровой ситуации и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую
пожарную часть. При этом не стоит забывать, что художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным.
Для младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное качество как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, все потрогать, привести в действие. В 3-4 года дети просто подражают
старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя,
пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм
противопожарной работы с детьми младшего дошкольного возраста должно быть общение. Для самых маленьких ознакомление с правилами
пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского
«Путаница». Следует обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для данного возраста и
«Кошкин дом» С. Маршака. Можно посмотреть одноименный мультфильм с комментариями.
В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного
развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение. В этот период интересными для детей будут
произведения: «Пожар»,
«Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака,
«Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички»,
«Лампочка» из книги В. Ровицкого
«Друзья в твоем доме»,
«Пожарные собаки» Л. Толстого,
«Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения данных произведений с детьми проводятся беседы. Большую пользу приносят также игры, в которых присутствуют элементы правил
пожарной безопасности. Очень эффективен в этом возрасте прием опосредствованного воздействия (через кукольный персонаж, игрушку, в том числе и оценочного характера.
В старшем дошкольном возрасте мотивы становятся более осознанными, возрастает интерес к миру взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых. В этом возрасте ярко проявляется соревновательный мотив. Поэтому целесообразно предлагать детям соревнования с учетом
пожарной тематики. Старшие дошкольники хотят быть похожими на
пожарных, которые укрощают огонь и спасают людей. Организуя игры-соревнования, постепенно изменяя условия игр, внося все новые элементы правил
пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефоны экстренных служб, объяснить ребенку действия на случай
пожара. Для этого возраста можно организовать встречу с работниками
пожарной службы. Предложить детям провести конкурс рисунков на темы:
«Огонь – друг», «Огонь – враг» и т. п. Интересны будут детям художественные произведения:
«Барсучий нос» К. Паустовского,
«Коробок – черный бок» И. Демьянова и другие. Организовать вместе с детьми сюжетно-ролевые игры по теме
пожарной безопасности. При этом активным детям предложить стать группой спасения, а более спокойным детям – стать следственной группой и найти причину
пожара. В старшем дошкольном возрасте дети любят экспериментировать, могут сами делать выводы, находить ответы на вопросы. Детям можно предложить
темы: «Зачем пожарному защитный шлем», «Опасен ли огонь», «Вулканы, почему они извергаются?» и т. п. Старших дошкольников знакомят с историей
пожарной службы. При этом можно использовать
сказки: «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимошка царевну спас» и другие.
Всю систему работы можно представить следующим
образом: • знакомство с профессией
пожарного;
• знакомство с причинами возникновения
пожаров;
• знакомство с правилами
пожарной безопасности;
• знакомство со средствами
пожаротушения;
• набор телефонного номера
пожарной службы;
• формирование навыков общения с дежурным
пожарной части в экстремальной ситуации;
• формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.
Ознакомление дошкольников с правилами
пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами
пожарной безопасности. Зачастую, спички дома хранятся в доступных для детей местах, малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плитам. Поэтому воспитателям надо вести планомерную работу с родителями. Здесь можно использовать самые разнообразные
формы: консультации, папки-передвижки, оформление наглядной агитации, анкетирование, беседы, проведение круглых столов, совместных досугов детей и родителей.
Именно такая систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей формирует у дошкольников прочные знания о правилах
пожарной безопасности.